Обанкротившийся бизнес получит шанс на спасение

В правительстве РФ заявили об обновлении плана реформы банкротств

Государственная Дума РФ пересмотрела закон о реформе института банкротства, дающий больше возможностей задолжавшему бизнесу повысить свою платежеспособность. Законопроект подвергался серьезной критике в последний год как со стороны бизнеса, так и арбитражных управляющих и юристов (в частности, ГПУ президента России). Несмотря на то, что частично замечания ГПУ были учтены и сняты в последнем рассмотрении, глобально это ничего не изменило, как заявляют участники рынка. О прекращении споров о законопроекте речи идти не может, ведь многие называют подобный проект лишь временным торможением процедуры банкротства. По мнению многих это лишь прибавляет ненужной работы как самим банкротам, которым придется бессмысленно заниматься новой реабилитационной процедурой, так и арбитражным управляющим. Перед последними ставится дополнительная задача – вести неинтересные дела о банкротстве для сохранения возможности работать.

Публикация закона

Обновленный законопроект был одобрен Госдумой вчера, документ можно увидеть на официальном портале российского правительства. В Министерстве экономики более года готовили этот проект, и за этот период он не единожды подвергался серьезной критике со стороны. Только ГПУ дало на проект Минэкономики два отрицательных заключения. Новая версия включает идею сократить число процедур, необходимых для процесса банкротства. В частности, планируют отменить наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Взамен этих процедур принято решение проводить реструктуризацию задолженностей. Владелец бизнеса получит право обращаться в арбитраж с заявлением как о банкротстве, так и о реструктуризации. В том случае, если заявитель не сможет выдержать выдвинутые условия и выполнить требования кредитора, начнется процесс конкурсного производства.

Влияние реформы

Реформы коснутся и самого процесса распродажи арестованного имущества банкрота с аукциона. Новый проект Минэкономики рассматривает введение инструмента торгов, именуемого «качелями». Суть в том, что торги начинаются с роста стоимости лотов. Если заявок не поступает, цены идут вниз, но сразу же после получения очередной заявки – ставки опять поднимаются.

Изменения коснутся и функционирования арбитражных, деятельность которых теперь будет оцениваться начислением баллов, влияющих на их отбор, а также – работы СРО арбитражных управляющих.

Стоит отметить, что законопроект очень много раз подвергался корректировкам, но несмотря на это его суть практически не изменилась, изменения коснулись больше деталей. Например, исключили положения, которые позволяли много раз продлевать процесс конкурсного производства. Также теперь суд не имеет права, игнорируя мнение кредитора, единолично принимать решение о реструктуризации. Дочерние предприятия государственных корпораций и Государственная корпорация развития теперь потеряли право выполнять функции арбитражных управляющих. В законопроекте указывается лишь то, что подобными полномочиями юридические лица будет наделять федеральный закон.

Изменения так и не коснулись положения о приостановлении залоговых прав займодателя, если тот не присвоил залог в течение первого месяца после заявления о неуспешности второго аукциона.

В обновленном законопроекте оставили пункт о преимуществе налоговой системы в случае необходимости изъять предмет залога (даже несмотря на то, что оформленным он мог быть в пользу третьих лиц). Но здесь остается условие, что данное преимущество оправдано лишь в том случае, если залогодатель недобросовестный или банкрот был неплатежеспособным на протяжении 6 месяцев до и после свершения налоговой проверки (исключение составляют случаи сокрытия от банка должником информации о проверке).

Когда вступит в силу

Обновленный законопроект вступит в действие спустя год после даты публикации (за исключением некоторых пунктов). Но по требованию ГПУ президента переходной период продлен до 24 месяцев. На протяжении этого периода судебные дела будут проходить как по старому, так и по новому образцу. Что касается юристов, в целом идею реабилитации они поддерживают, тем не менее, многие из пунктов проекта все еще вызывают вопросы.