Порядок регистрации гаражей в рамках гаражной амнистии

Гаражная амнистия, вступившая в законную силу с приходом сентября, принесла не только новые возможности, но и массу вопросов. Сегодня мы ответим на самые распространенные из них.

С приходом осени российских автолюбителей ждал приятный сюрприз – подписанный президентом РФ в апреле этого года законопроект о гаражной амнистии вступил в законную силу. Кто сумеет воспользоваться возможностью упрощенной регистрации? Какие потребуется собрать документы и куда их нужно подать? Как будет обстоять ситуация с земельными участками, на которых находятся эти машиноместа? Об этих и других вопросах, касающихся нового закона, далее.

Кто имеет шанс зарегистрировать гаражную постройку по новой программе

Чтобы стать собственником гаража официально, воспользовавшись гаражной амнистией, необходимо, чтобы постройка соответствовала следующим критериям:

1.  Была возведена не позже даты вступления в законную силу Градостроительного кодекса (29.12.2004).

2.  Не была признана местными властями или судом как самовольная постройка.

3.  Была капитальной, а именно имела прочную связь с землей. Но даже, если строение не капитальное, здесь есть лазейки. Объект можно оформить, если земля, на которой он сооружен, раньше была дана гаражному кооперативу (держатель машиноместа обязательно должен был в нем состоять) с правом бессрочной эксплуатации.

Территория, на которой сооружена капитальная постройка, может быть выделена его владельцу как государством или каким-либо обществом, так и гаражным кооперативным объединением. В качестве капитального гаража, по уточнению законодательства, могут выступать как обособленные постройки, так и расположенные в один ряд строения, объединенные общей кровлей, стенами или коммуникациями.

Владельцы «гаражей-ракушек», которых даже в российской столице осталось еще очень много, воспользоваться новой возможностью не смогут. Также амнистия не предусматривает приватизацию гаражей, которые расположены в многоэтажках и на территории объектов коммерческой недвижимости. Вне амнистии и подземные паркинги, а также строения, прилегающие к частным домам из фонда жилой недвижимости, к объектам промышленного, производственного и коммерческого назначения. Если на балансе гаража функционирует автомойка или СТО, приватизировать строение в рамках новой амнистии также не получится.

О чем стоит позаботиться владельцу гаража

Заявитель должен составить заявление с просьбой предоставить ему земельный участок, приложив документ, который может подтвердить, что гараж был возведен не позже обозначенной законом даты (30.12.2004 г). Авторы законопроекта специально оставили список документов, подтверждающих легитимность строения, открытым, чтобы заявители имели возможность приватизировать недвижимость, предоставив какие угодно чеки, договора или выписки.

Для подтверждения права собственности подойдут следующие документы:

·         задокументированное решение местных властей (независимо от того, было это до или после распада СССР) о предоставлении земельного участка заявителю;

·         любое документальное свидетельство, подтверждающее полную выплату пая в кооперативном объединении;

·         завещание или договор купли-продажи, если гараж ранее принадлежал другому человеку;

·         решение общего кооперативного собрания о выделении гаража его будущему владельцу;

·         техпаспорт строения, заказанный в прошлом для проведения технической инвентаризации, пр.

Но даже при отсутствии вышеупомянутой документации шансы на приватизацию строения есть. Региональные органы власти имеют право принимать прочие документы, если посчитают их достаточно информативными для участия в гаражной амнистии.

Подготовленные документы вместе с заявлением владелец машиноместа должен отправить в орган управления своего муниципалитета. Там администрация принимает решение предоставлять или нет земельный участок в официальную собственность заявителя, и в случае утвердительного решения – передает выписки из Единого государственного реестра недвижимости с подтверждением приватизации гаража.

Вопросы, касающиеся участка

В том случае, если земля, на которой построен гараж, не состоит на кадастровом учете, приватизация не состоится. Поэтому, собираясь подавать заявление на регистрацию гаража, убедитесь вначале, что статус земельного участка предусматривает приватизацию.

Для этого необходимо подать запрос в:

·         многофункциональный центр;

·         местный филиал Кадастровой палаты;

·         управленческий орган вашего муниципалитета.

Если участок состоит на учете, владелец гаража может подавать документы на участие в программе. Получив отрицательный ответ на запрос, придется образовать участок, что является довольно сложной процедурой. В первую очередь стоит убедиться, что проект межевания, определяющий заранее направления развития и границы участков, на территории местоположения гаражной постройки не утверждался. В противном случае – создание нового участка невозможно.

Если все же межевания не было, следует подготовить план расположения участка. Этим занимается кадастровый инженер. Оформив документ, владелец гаража должен следовать в местный орган власти, распоряжающийся интересующим заявителя участком:

1.  В муниципалитет есть смысл идти в случае определения участка муниципальной или государственной неразграниченной собственностью.

2.  Заявление на адрес региональной власти стоит отправлять в случае размещения строения на земле, являющейся региональной собственностью.

3.  Наконец, федеральная собственность требует обращения в региональное Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Заявитель обращается в необходимый орган управления, чтобы предварительно согласовать предоставление участка. Ответ должен прийти в течении последующих 30 дней.

В случае утвердительного решения кадастровый инженер подготавливает межевую схему участка и тех план гаражной постройки, после чего автовладелец обращается в Росреестр, где участок земли будет поставлен на кадастровый учет.

Следующий шаг – получение выписки на участок земли под постройкой из ЕГРН. Этот документ вместе с техническим планом строения и прочей документацией отправляется на процедуру приватизации, что проходит в местной администрации.

Что нужно знать:

1.  За внесение в кадастр земли владельцу придется заплатить – стоимость услуг кадастрового инженера иногда оценивается в десятки тысяч рублей.

2.  Перерегистрация земли и гаражной постройки на себя подразумевает последующую ежегодную оплату налога. Следуя положениям НК РФ, физические лица должны уплачивать за капитальный гараж налоговую ставку в размере 0,1%. При этом она может быть изменена в большую или меньшую сторону (не больше, чем в 3 раза) посредством НПА органов, представляющих муниципалитет. Средняя по России ставка земельного налога составляет 1,5%, но в каждом регионе есть своя цифра, которая зависит от региональной ставки и кадастровой оценки участка.

Почему стоит воспользоваться гаражной амнистией

Летом этого года премьер-министр РФ в своем заявлении одобрил подобный законопроект, утверждая, что и сам лично когда-то столкнулся с подобным вопросом, оказавшись пострадавшей стороной.

Эксперты утверждают, что автовладельцы, построившие свои гаражи в период СССР, в большинстве своем не владеют какими-то документами, подтверждающими их право собственности на строение. А это на сегодня вызывает определенные сложности с правом распоряжаться данным объектом недвижимости (допустим, если речь идет о продаже или передаче машиноместа по наследству). Более того, из-за бреши в законодательстве, у них не было не только правоустанавливающих документов, но и прав защищать свою собственность в случае сноса подобных построек. Обновленное законодательство эту проблему частично решает.

Тем не менее, юристы утверждают, что даже участие в программе не гарантирует владельцам машиномест полную уверенность в завтрашнем дне. Ведь, следуя положениям закона РФ, подобные объекты недвижимости могут быть снесены, даже при наличии у владельца документов на гараж – если на их месте запланировано строительство зданий государственной важности. В такую категорию, кстати, входят даже жилые дома. Ранее в столице России уже были инциденты, связанные со снесением гаражных кооперативов, построенных на территориях, которые власти решили отдать под дорожное строительство.  Поэтому стопроцентной уверенности, что такая участь не ждет участников гаражной амнистии, на данный момент нет.