Земельный участок, находящийся в частной собственности, может получить обременение в виде сервитута. Так, он может быть публичным или частным, в зависимости от поставленных целей и объектов действия. И в том, и в другом случае возникает конфликт интересов, разрешить который призвана нормативная база.
Особенности публичного и частного сервитута
Законодательно обременение (публичный сервитут) может быть наложено при возникновении государственных нужд. Это могут быть:
- прокладка железнодорожных путей, дренажа;
- изыскательные работы научно-исследовательских институтов;
- восстановительные или ремонтные работы на территории.
Кроме того, сервитут может быть реализован, если необходимо организовать место для скотоводческих целей, геодезических исследований, а также в случаях, когда требуется получить доступ к водным ресурсам. Процедура строго регулируется рядом нормативных актов. Собственник вправе опротестовать решение и обратиться с заявлением в судебную инстанцию. Прекращение действия обременения происходит по истечению срока действия соглашения или потери актуальности первоначальных причин.
Частный сервитут на практике встречается чаще. Он возникает в результате споров между физическими или юридическими лицами. В некоторых случаях с инициативой соглашения выступают обе стороны, являющиеся соседями. Чаще всего сталкиваются интересы из-за проезда по соседскому участку, необходимости прокладки коммуникационных и иных сетей. В случае дефицита воды возможно совместное пользование колодцем. Вот почему стороны должны составить корректный договор с описанием всех тонкостей.
Отличия публичного сервитута от частного
Пользование чужим наделом законодательно возможно даже в случае незначительного ущемления прав одного из собственников. Ключевые различия между публичным и частным обременением заключаются в следующем:
- публичный имеет более глобальные социальные цели;
- частный сервитут основан на волеизъявлении двух граждан, тогда как публичный согласовывается между органами власти и физическим лицом;
- различные процедуры установления;
- публичный сервитут вводится на законодательном уровне, тогда как частный – с помощью договора;
- государственные ограничения связаны с изыскательными работами и проведением межевания;
- публичное обременение чаще носит принудительный характер;
- финансовое возмещение в частном обременении устанавливается сторонами, а в публичном почти всегда отсутствует.
Важно понимать, что государство выступает с инициативой по ограничению прав собственника для пользы широкого круга лиц. Если его права ущемляются достаточно сильно и не дают в полной мере использовать участок, владелец может потребовать выкуп или замену владения. После окончания действия ограничения публичного сервитута издается акт, а по завершению частного составляется соглашение о прекращении его действия.
Требуется помощь в решении земельного спора? Обратитесь к юристам компании «Максард»! Наши специалисты имеют большой опыт работы в сфере земельного и имущественного права, что гарантирует успешное решение вашей проблемы. Оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону – мы с удовольствием вас проконсультируем по всем интересующим вопросам. Первая консультация – бесплатна!