В случае выполнения поставленных задач Россия сумеет опередить Евросоюз по скорости снижения парниковых выбросов. В планах РФ снизить выбросы на 150 миллионов тонн в год.
Стратегический план по повышению энергетической эффективности, разработанный в прошлом году Министерством экономического развития России, в последнее время был подвергнут серьезным правкам. Актуальная версия проекта уже направлена властям на рассмотрение.
Главным направлением стратегии теперь является уменьшение вредных выбросов в окружающую среду, о чем свидетельствует описание плана и указанные в нем задачи. Сейчас главный упор делают на уменьшение энергоемкости и низкоуглеродную экономику, в то время как прошлые версии основывались на снижении энергетической емкости валового внутреннего продукта как важнейшего фактора роста экономики. Кроме того, новый план включает такие понятия как «устойчивое развитие» (принципы удовлетворения актуальных потребностей человечества с сохранением окружающей среды) и «антропогенные факторы» (прямое или косвенное влияние общества на экологию, приводящее к локальным или глобальным изменениям природы).
Обновленная версия стратегического плана больше не содержит целого ряда важных показателей, рассматриваемых предыдущим вариантом дорожной карты. Правки коснулись таких факторов как снижение энергоемкости валового внутреннего продукта и потерь в теплосетях, оптимизация показателей удельного расхода условного топлива, пр. Разработчики обновленного плана заявили, что такие показатели появятся лишь после утверждения стратегии декарбонизации до 2050 года. На данный момент вопрос уже рассматривают власти РФ.
Сроки реализации мероприятий, указанных в стратегическом плане, определены периодом с октября этого года по конец 2023 года. Следуя данным, представленным в дорожной карте, больше всего потребляет топливо и энергию (примерно 66%) выработка и распределение электричества и тепла, а также – промышленность, МКД и ЖКХ. В обновленной версии, представленной Минэкономразвития, основной акцент поставлен на оптимизацию и внедрение инновационных технологий в вышеуказанных секторах.
В представленном документе указан всего один числовой показатель – уменьшение вредных выбросов на 150 миллионов тонн в год. В том случае, если бы в РФ началось уменьшение парниковых выбросов в таком объеме уже сегодня, то мы сумели бы достичь углеродной нейтральности всего за 13-14 лет, если учесть, что на данный момент объем эмиссии вредных выбросов в России – около 2 миллиардов ежегодно. С этими цифрами в Министерстве экономического развития страны не согласны, но при этом они не представили результатов своих подсчетов.
На данный момент страна уменьшает парниковые выбросы гораздо медленней. Например, состоянием на 2019 год России удалось снизить выбросы СО2 всего на 21 500 000 тонн, если сравнивать с предыдущим годом.
Владимир Лукин (представитель аудиторской компании КПМГ в РФ и странах СНГ) заявляет, что тот потенциал низкоуглеродной экономики, которым обладает Россия, как раз и соответствует показателю уменьшения выбросов в пределах 150 миллионов в год. С выполнимостью такой задачи согласен и Владимир Горчаков (представитель российского рейтингового агентства АКРА), отмечая при этом некую амбициозность заявленных планов. Эксперты единогласны и в том, что успешность реализации поставленных задач будет напрямую зависеть от максимально благоприятного регулирования вопроса со стороны государства.
По словам Горчакова, для создания благоприятных условий на пути к реализации задуманного плана, государство должно продумать как систему наказаний – в случае несоблюдения ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators), так и поощрительные бонусы – в виде налоговых льгот на приобретение оборудования с более высокими показателями энергетической эффективности. Он также акцентирует на том, что в стране (в отличие от Евросоюза, КНР или прочих передовых государств) пока нет точного определения сроков достижения углеродной нейтральности, в то время, как другие страны ставят цели на обозримое будущее – планируя достичь задуманного к 2050-2060 годам.
Как заявляет Золотова Ирина (директор ЦОИК ФУ при правительстве РФ), перенесение акцента в новой версии стратегического плана на снижение вредных выбросов – вполне логичное. Причин этому несколько. Во-первых, чтобы обеспечить устойчивое и сбалансированное социально-экономическое развитие России, необходимо не только повышать энергетическую эффективность, но и снижать углеродоемкость экономики. А во-вторых, уменьшение парниковых выбросов нужно ставить во главу всех задач из-за решения ЕС ввести трансграничное углеродное регулирование.
Чтобы повысить энергоэффективность при выработке электричества учредители проекта предложили изменить правила государственной программы поддержки модификации теплоэлектростанций – для более активного развития парогазовых технологий и смешанного производства тепла и энергии.
Как заявляет Анна Кишмария (эксперт по аналитике), по опубликованным международным консалтинговым агентством McKinsey данным, коэффициент полезного действия парогазовых станций – 58%, тогда как газовые имеют КПД всего 36%, а угольные – еще меньше (всего 33%). Благодаря выбору производствами ПГУ-оборудования, им удастся существенно уменьшить расход топлива, а значит – в атмосферу попадет намного меньше вредных веществ.
Хохлов Алексей, представляющий Центр энергетики МШУ «Сколково», заявляет, что в РФ широкое распространение ПГУ-оборудования, которое израсходует топливных ресурсов намного меньше, пока что невозможно из-за его слишком высокой стоимости (по отношению к более дешевому газу). Из-за такого положения вещей выгода для генератора находится на очень незначительном уровне, особенно, если учесть, что в большинстве своем парогазовые установки привозятся на отечественный рынок с других стран. Что касается процесса совместной выработки электрической и тепловой энергии, то здесь пока не создана единая модель взаимосотрудничества, которая сумела бы связать воедино оба этих рынка – сейчас они контролируется разными структурами, и функционируют без учета потребностей друг друга.
В Минэк считают, что ряд мероприятий, оптимизирующих более рациональное потребление ресурсов, должен касаться в первую очередь сектора жилищно-коммунального хозяйства. Например, в первые три месяца следующего года планируется разработка стратегии, позволяющей гораздо успешней контролировать энергетическую эффективность строительных объектов еще на этапе составления проекта и возведения зданий. Также в этом периоде планируют провести инвентаризацию высоток и оборудовать их индивидуальными тепловыми пунктами и АУУ.
По словам Светланы Разворотневой (СЕО-директора некоммерческого партнерства «ЖКХ контроль»), для более эффективного сбережения энергии в ЖКХ правок в рамочных федеральных законах недостаточно. Намного эффективней в этом случае будет разрабатывать новые государственные программы, и совершенствовать уже существующие. Она также добавила, что стабильную динамику в повышении энергетической эффективности можно наблюдать в таких секторах как обрабатывающая промышленность и электроэнергетика. А вот ЖКХ отрасль в этом плане существенно отстает из-за большого количества котельных старого образца и избыточного потребления ресурсов жителями многоквартирных домов.
Новая версия стратегического плана все еще содержит меры ведения низкоуглеродной экономики, которые были озвучены Министерством экономического развития в прошлом:
1. Разработка института долгосрочных договоренностей между государством и предпринимательством, который бы регулировал вопрос снижения энергопотребления.
2. Формирование системы «белых сертификатов» – возможность для компаний, достигших углеродной нейтральности, продавать квоты на т. у. т.
3. Привлечение узких специалистов или агентств, специализирующихся на разработке стратегий повышения энергетической эффективности.
План будущих мероприятий заранее обсуждался с союзами предпринимателей, что дало возможность сформировать всесторонний документ, который отвечает ожиданиям бизнеса – заявил Юрий Станкевич (заместитель председателя Российского союза промышленников и предпринимателей по энергетической эффективности).
Как заявляют в Минэк, по итогам позапрошлого года энергоемкость валового внутреннего продукта в стране соответствовала 9,62 т. у. т. на миллион рублей. Это самый низкий показатель за предыдущие 5 лет. Но, безусловно, даже такие значимые цифры не говорят о том, что Российская Федерация приблизилась к передовым странах по показателям энергоемкости. Мы превышаем средний по миру показатель на 40%, а европейский – на 62%. Для сравнения, как заявляют в Аналитическом Кредитном Рейтинговом Агентстве, у Канады в три раза меньше парниковых выбросов, чем у РФ – при сопоставимом валовом внутреннем продукте.