Оценка стоимости бизнеса может понадобиться по разным причинам, и к ним относится не только желание продать компанию. Например, это требуется при страховании бизнеса, участии в сделках с государственной собственностью и в других случаях. Как же производится такая оценка?
Этапы процедуры
Процесс определения стоимости бизнеса включает в себя несколько этапов.
- Предварительный. На нем эксперт изучает компанию, особенности ее деятельности и сегмента рынка в целом.
- Стартовый. Эксперт встречается с заказчиком на объекте и получает все необходимые документы. Далее, помимо них, он изучает и открытые источники, такие, как средства массовой информации и базы данных.
- Аналитический. Оценщик проводит маркетинговое исследование рынка, подвергает анализу финансовую деятельность компании, выявляет факторы, которые могут повлиять на ее дальнейшее развитие, и прогнозирует перспективы в соответствии с ними.
- Ключевой. Эксперт определяет стоимость недвижимого и движимого имущества компании, нематериальных активов. Также он исследует финансовые данные, баланс, ликвидность и рентабельность бизнеса. Затем выявляется коэффициент капитализации (показатель соотношения долгосрочной задолженности и источников финансирования), после чего можно делать вывод об общей стоимости бизнеса, которая указывается в отчете для заказчика.
Существующие подходы
На сегодняшний день выделяют три подхода к определению стоимости бизнеса.
- Доходный. Исходя из названия, можно определить, в его основе лежит прибыль компании. Чем больший доход приносит предприятие, тем выше будет его стоимость. Также необходимо оценить, «сколько стоит» доход, который владелец получит при продаже компании или ее дальнейшей работе, а также какие экономические риски с этим связаны. Чаще всего такой подход применяется при продаже фирмы или внедрении новых инвестиций.
- Затратный. Компания рассматривается с точки зрения убытков. Такой подход необходим, если предприятие не приносит стабильной прибыли (например, компания недавно основана или находится на стадии ликвидации). Эксперт оценивает каждый актив по отдельности, а затем из суммы их стоимости вычитают задолженности компании. Так можно определить собственный капитал фирмы.
- Сравнительный. За основу берется сравнение с аналогичной компанией, стоимость которой уже известна. Однако этот подход используется редко, поскольку в одном сегменте рынка трудно найти две абсолютно идентичные фирмы, к тому же точность оценки в данном случае зависит от достоверности сведений о компании-конкуренте.
В каждом конкретном случае требуется оперировать соответствующими методами, поэтому при необходимости оценить бизнес и определить кадастровую стоимость недвижимости и других активов, следует обращаться к профессионалам. Специалисты компании Maxard помогут оценить бизнес, используя наиболее эффективный для вашей компании подход.