Независимая оценка предприятия общественного питания, например, бара, кафе или ресторана, является одним из видов определения стоимости бизнеса. Процедура может потребоваться как собственнику (в случае реструктуризации компании, получения кредита или оформления страховки), так и инвестору, желающему вложить средства в конкретное заведение.
Какие методы использует эксперт при оценке предприятия?
Существует несколько подходов, которые специалист использует в рамках проведения оценки стоимости предприятия.
- Доходный метод. Определяющий показатель для выведения стоимости предприятия общественного питания – прибыль. Именно поэтому наиболее точным способом оценки считается доходный метод. В этом случае эксперт изучает структуру доходов заведения и динамику чистой прибыли (с учетом сезонности и других факторов, влияющих на норму прибыли) за последние несколько лет. Если собственник готов предоставить изначальный бизнес-план или план развития предприятия на ближайшие годы, в качестве прогнозных показателей можно учитывать и данные из этих документов.
- Сравнительный метод. Этот способ оценки является менее точным. В этом случае цена бизнеса выводится путем сравнения с рыночной стоимостью похожих заведений. Способ не учитывает существующую динамику и перспективы развития организации, к тому же подобрать идентичные объекты для оценки очень трудно. Ошибки в сравнении могут возникать из-за разницы целевых аудиторий ресторана или ценовых нюансов, поэтому полученные в результате такой оценки цифры нуждаются в уточнении.
- Затратный метод. Затратный метод чаще всего применяется при оценке убыточных предприятий. Стоимость заведения в таком случае рассчитывается как сумма расходов, необходимых для открытия аналогичного объекта.
Какие факторы влияют на стоимость предприятия?
Помимо экономических показателей работы, при оценке ресторанов и других организаций общепита учитывается ряд иных факторов, влияющих на стоимость такого бизнеса. К ним относят:
- Местоположение – оценивается с точки зрения доступности и востребованности у целевой аудитории. Например, недорогой пивной бар, расположенный у метро в спальном районе, может приносить больше прибыли, чем его прямой конкурент, находящийся в фешенебельном квартале. Следовательно, стоимость первого будет выше.
- Сезонность – оценивается с точки зрения колебаний прибыли в течение года. Выраженные падения показателя учитываются при определении конечной стоимости объекта.
- Имиджевая составляющая – сюда входят узнаваемость, наличие известного шеф-повара и изысканных дорогих блюд в меню. Все это требует серьезных затрат и окупается только при востребованности у определенной целевой аудитории. Этот фактор имеет большое значение при проведении оценки заведений премиум-класса.
- Целевая аудитория.
При грамотной оценке бизнеса все эти факторы рассматриваются в совокупности.
Важно отметить, что рыночная оценка земельного участка, на котором находится ресторан или кафе, проводится только при наличии такого запроса от клиента.
Специалисты компании «Максард» оказывают услугу оценки предприятия наряду с оценкой коммерческой недвижимости, интеллектуальной собственности, акций и ценных бумаг. Свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на бесплатную консультацию на нашем сайте – мы с удовольствием ответим на все интересующие вас вопросы.