Методы оценки ресторанного бизнеса
Владелец бизнеса рано или поздно может столкнуться с необходимостью произвести оценку своего ресторанного комплекса. Такая потребность может возникнуть по различным причинам, начиная от продажи бизнеса и заканчивая вступлением в наследство. Но знаете ли вы, на что обращает внимание оценщик при проведении экспертизы? Ответ на этот вопрос вы найдете в этой статье.
Какие существуют методы оценки стоимости ресторанного бизнеса?
Стоимость ресторана можно определить, исходя из размеров дохода и сроков окупаемости, озвучиваемых инвестором. При умножении этих двух показателей получается примерная цена, которая во время фактического проведения оценки будет скорректирована с учетом влияния следующих факторов:
- стоимости земельного участка или объекта коммерческой недвижимости, где располагается заведение;
- объемов оборотных и заемных средств;
- стоимости интеллектуальных прав (например, на торговую марку).
В зависимости от того, на какой группе факторов оценщик будет делать акцент при проведении расчетов стоимости ресторанного комплекса, выделяют три основных подхода к оценке:
- Доходный. С помощью этого метода цену бизнеса определяют в соответствии с планируемыми доходами от него, которые высчитываются на основании существующей динамики.
- Затратный. Этот подход учитывает все капиталовложения (прямые и косвенные) нынешнего владельца ресторана, которые он производил с момента открытия предприятия.
- Сравнительный. При сравнительном подходе анализируют продажи аналогичных заведений и рассчитывают среднюю приблизительную стоимость, учитывая погрешности на местоположение, затраты и т. п.
Каждый из этих методов учитывает определенные характеристики предприятия.
Какие факторы могут повлиять на стоимость ресторана?
Выделяют несколько факторов, которые могут повлиять на стоимость бизнеса.
- Общая площадь помещений ресторана. Этот показатель сильно влияет на стоимость комплекса. Оценщика интересует полезная площадь и количество посадочных мест, так как эти данные напрямую влияют на проходимость заведения. Чем она выше, тем лучше показатели доходности и короче сроки окупаемости. Следовательно, стоимость ресторанного комплекса выше.
- Имиджевая составляющая. В это понятие входит узнаваемость бренда, местоположение, качество обслуживания, презентабельность гостей, особенности кухни. Чем интереснее концепция ресторана, тем больше гостей он привлекает и тем дороже его можно продать.
- Сезонность. Фактор сезонности оказывает серьезное влияние на экономические показатели работы заведения. Если сделка проводится в сезон низкого спроса, покупатель может рассчитывать на снижение стоимости, так как покупка в это время года увеличит срок окупаемости вложенных инвестиций.
На чем строится проведение оценки ресторанного комплекса?
Оценка ресторанного комплекса производится на основании следующих данных:
- бухгалтерской отчетности за период прошедших 3-5 лет (балансы, отчеты о прибыли и об убытках);
- отчетов по результатам последней аудиторской проверки (если ее проводили);
- информации об активах;
- информации о финансовых обязательствах.
Кроме того, оценщику может понадобиться информация из учредительных документов и бумаг, подтверждающих правообладание либо земельным участком, на котором построено здание ресторана, либо объектом недвижимости, в котором он расположен.
Если вам необходима услуга профессионального эксперта-оценщика, вы можете обратиться к специалистам компании «Максард».