В эпоху потребления и перенасыщенности завоевать доверие покупателей к тому или иному бренду является главной целью любой компании. Раскрученные торговые знаки в несколько раз превышают стоимость не только первоначальных затрат на их создание и регистрацию, но и материальных и производственных ресурсов организации в целом. И стоимость их растет пропорционально продвижению компании на рынке и ее деловой репутации.
Поскольку товарный знак – это не просто имя, а объект интеллектуальной собственности, который дает монополию на его использование и непосредственно задействован в правовых отношениях, знание его актуальной рыночной стоимости имеет большое значение.
Оценка стоимости товарного знака требуется в случаях:
- купли-продажи исключительных прав на товарный знак;
- купли-продажи, реструктуризации или приватизации компании;
- внесения товарного знака в уставный капитал компании;
- частичной или временной передачи прав, например, в случаях заключения лицензионных соглашений и договоров франчайзинга;
- оформления страховки на товарный знак;
- возмещения ущерба от незаконного использования товарного знака;
- решения судебных споров.
Правовые отношения в области товарных знаков в РФ регулируются Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». При проведении оценки специалист должен определить стоимость исключительного права на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. После экспертизы владельцу товарного знака выдается отчет об оценке, который обладает юридической силой и может быть использован при совершении коммерческих сделок, заполнении бухгалтерской отчетности, а также в суде.
Рыночная стоимость товарного знака рассчитывается на основании огромного количества факторов, таких, как узнаваемость, лояльность потребителя, географическая распространённость. Все они определяют объем производимой и реализуемой продукции, прибыль компании и стоимость самого товарного знака. Величина стоимости непостоянна и может со временем меняться в зависимости от маркетинговой стратегии бренда и позиции на рынке.
Для проведения оценки стоимости товарного знака владельцу необходимо предоставить специалисту определенный перечень документов. Стоит учесть, что полный список этих документов индивидуален и зависит от конечных целей клиента. В стандартный пакет входят:
- наименование и описание товарного знака;
- копия свидетельства о государственной регистрации;
- перечень товаров и услуг, реализуемых под товарным знаком;
- объемы продаж;
- сведения о затратах на получение прав на товарный знак и его последующее продвижение;
- информация о ежегодных объемах продаж;
- источники получения прибыли от использования товарного знака.
Товарный знак исполняет охранительную функцию по отношению к товару производителя и позволяет идентифицировать его на рынке, а значит, прямо влияет на прибыль. Корректная оценка товарного знака позволяет правильно определить стоимость самого бизнеса. Потому экспертизу его стоимости должны проводить опытные квалифицированные специалисты.
Для определения стоимости товарного знака компании вы можете обратиться в компанию Maxard. Наши специалисты проведут профессиональную оценку товарного знака вашего бизнеса, учитывая все определяющие его стоимость факторы, а также проконсультируют по всем интересующим вопросам.