Это явление особенно актуально для правообладателей объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений). Часто собственники подобных объектов недвижимости полагают, что владеть и пользоваться землей и земельными участками они могут в силу закона, а значит, необходимости и спешности в оформлении прав на них не требуется.
Действительно, право пользования земельным участком, частью участка под объектом недвижимости возникает у собственника здания, сооружения или иной недвижимости в соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ, а также ст. 271 и 552 Гражданского кодекса РФ. Однако ст. 25 Земельного кодекса РФ прямо предусмотрено, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в тех случаях, когда это предусмотрено законом.
Задачами государственного земельного контроля являются выявление нарушений земельного законодательства, обеспечение устранения этих нарушений и установление отсутствия таких нарушений, а также их профилактика.
Использование земель и земельных участков при отсутствии оформленных надлежащим образом правоустанавливающих документов признается правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В соответствии с этой статьей, самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет административную ответственность в виде штрафа.
Этот штраф исчисляется из кадастровой стоимости:
• до 1,5% – для физических лиц;
• до 2% – для должностных лиц;
• до 3% – для юридических лиц.
В случае если кадастровая стоимость не определена, штраф устанавливается в размере:
• до 10 тысяч рублей для физических лиц;
• до 50 тысяч рублей для должностных лиц;
• до 100 тысяч рублей для юридических лиц.
Привлечение лица к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить выявленное нарушение. Следовательно, рано или поздно такому нарушителю придётся предпринять меры, направленные на оформление своих прав на занимаемую им территорию.
Любое строительство или реконструкция объекта недвижимости на территории участка при отсутствии оформленных на него прав влечёт дополнительные риски для собственника объекта. Эти риски напрямую связаны с возможностью признания объекта строительства (реконструкции) самовольной постройкой с последующим вынесением решения суда о её сносе в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ.
Следует иметь в виду, что при отсутствии оформленных на землю документов признать право собственности на самовольную постройку крайне сложно, если не сказать невозможно. Более детальную информацию об особенностях признания права собственности в этом случае читайте в нашей статье.
Это особенно важно с точки зрения квалификации работ, проводимых на объекте недвижимости и инициированных его собственником, когда капитальный ремонт, перепланировка или переустройство здания, могут быть признаны реконструкцией.
Пожалуй, среди наиболее распространенных причин отсутствия оформления прав на земельные участки можно выделить следующие:
• ненадлежащее знание действующего законодательства;
• непонимание степени ответственности и последствий за соответствующие правонарушения земельного законодательства;
• желание сэкономить, в том числе – стремление избежать уплаты налога на землю или арендных платежей.
Случается, что невозможность оформления прав на землю вызвана объективными причинами, не связанными напрямую с бездействием или злым умыслом фактического пользователя земли, например:
• вследствие наличия реестровой ошибки, об устранении которой можно ознакомиться здесь;
• при необходимости уточнения границ;
• при наличии спора о праве;
• вследствие нахождения участка в зонах с особыми условиями использования территории, а также в иных специальных случаях.
Здесь важно упомянуть и об ответственности за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию, которая предусмотрена ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В соответствии этой статьей устанавливаются следующие штрафные санкции:
• до 5 тысяч рублей для граждан;
• до 50 тысяч рублей для должностных лиц;
• до 50 тысяч рублей или вплоть до приостановления деятельности на срок до 90 суток для индивидуальных предпринимателей;
• до 1 миллиона рублей или вплоть до приостановления деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.
Попытка сэкономить на уплате обязательных платежей является не лучшим оправданием своего бездействия по оформлению прав на землю. Данный способ экономически оправдан и эффективен лишь в краткосрочной перспективе, и то не всегда. На продолжительном отрезке времени различного рода мероприятия по земельному контролю (в том числе плановые и внеплановые проверки) настолько увеличивают риск выявления нарушений земельного законодательства, насколько сводят на нет любую экономию.
Сложность успешного прохождения всех процедур оформления прав на землю выступает дополнительным препятствием при исполнении норм земельного законодательства. Бюрократия, бумажная волокита и частые отказы (нередко необоснованного характера) вынуждают заявителей своих прав на землю нести дополнительные финансовые и временные издержки, вновь и вновь по одному и тому же кругу безрезультатно обращаться в одни и те же органы власти, натыкаясь на отписки и формализм.
Для квалифицированного и своевременного решения подобного рода задач, заявители прав на землю вынуждены иметь в своем штате компетентного специалиста, а зачастую и не в единственном числе, готового не только корректно собрать и подать пакет документов, но и отстоять права заявителя, как в уполномоченных органах власти, так и в суде. В противном случае, единственно разумным выходом из сложившейся ситуации будет обращение в юридическую организацию, подобную компании Maxard, которая специализируется на земельном праве, имеет продолжительную практику работы в сфере земельных споров и штат опытных юристов по данному направлению.