Какой он, бизнес нового поколения с учетом «зеленых» правил? Современный бизнес берет курс на ответственное производство, цель которого – высокая доходность с минимизацией вреда для экологии планеты.
По словам Романа Пукалова – представителя «Зеленого патруля» – сумма штрафов от Росприроднадзора за последний год сравнима с общей суммой штрафных санкций за весь период работы контролирующего органа. Исходя из современных реалий, становится очевидным, что ведение бизнеса с учетом «зеленых» тенденций экономически выгодней, чем работа по устаревшим технологиям. И теперь, по его словам, борьба за экологию отражается не только в образовательных мероприятиях в виде конкурса детских рисунков или показа мод с применением вторсырья. Сегодня это уже масштабное инвестирование компаний-миллиардеров в совершенствование производства и строительство водоочистных и газоочистных объектов.
При столь жестком контроле со стороны правительства на настроение инвесторов влияет также требование клиентов обеспечить им комфортную среду прямо сейчас, а не в необозримом будущем.
Мировые лидеры согласны заплатить больше за модернизацию мощностей при условии повышения своего ESG-рейтинга. Причин этому несколько: кто-то целенаправленно следует «зеленому» курсу из-за личных убеждений, кто-то просто пытается оставаться в тренде, третьи – видят будущее в монетизации «экологических трендов», ведь в «зеленые» проекты инвесторы вкладываются сейчас в полтора раза чаще по сравнению с традиционными.
Нежелание компаний из РФ следовать международным правилам «ответственного бизнеса» значит лишь одно – высокий риск проиграть своим конкурентам в борьбе за капитал. Больше всего это коснулось предпринимателей, размещающих евробонды за границей, и акционеров, чьи акции входят в международные индексы, ведь ими постоянно интересуются фонды Америки и Европы. Таким образом, экологически ответственное инвестирование повышает конкурентоспособность компаний из России в сравнении с игроками из развивающихся стран (Ближний Восток, Латинская Америка, Фрика и Азия). Особенно важно придерживаться «зеленого курса» из-за особенностей современной информационной политики.
Аналитик Валерий Емельянов (представитель ООО «Фридом Финанс») заявляет, что процент по кредиту для предприятий, согласных пройти социальный и экологический аудит, ниже (в некоторых случаях – даже в два раза). От этого непосредственно зависит и рыночная стоимость бизнеса: чем выше его ESG-рейтинг, тем ниже ставка по кредиту и тем выше цена предприятия. Если сравнивать две одинаковых компании, в которых капиталовложения будут распределены поровну между акционерным инвестированием и кредитными влияниями, то предприятие, чьи проекты преимущественно «зеленые», будет стоить примерно на 10% дороже.
Если говорить о бизнесах из добывающих секторов (нефть, металл, уголь), то здесь эффект от «зеленых» проектов особенно заметен – так как в их ставки включено премию по отношению к широкому рынку. Инвестируя в эти сферы, предприниматели изначально учитывают потенциальные риски, связанные с экологическим вопросом. Таким образом, долги в этих отраслях дороже, а акции – дешевле. Внедряя экологические технологии в производство (например, задействовав энергию солнца или ветра), такие предприятия повышают свой ESG-рейтинг, в результате чего – их долги снижаются, а капитализация растет – подытоживает Емельянов.
Инвестирование в тайгу
Большая часть российских корпоративных вложений приходится на Сибирь, Арктику и Дальний Восток. Сложная демография и неравномерность пространственного развития привели к тому, что ресурсы, необходимые для реализации глобальных экологических проектов, есть только у самых сильных игроков на рынке. Взять, к примеру, компанию СУЭК, которая за последние два десятилетия выделила на социальную сферу, развитие производств и охрану природы близко 20 млрд долларов. Она была в ряде первых, кто стал обладателем статуса «Партнер национальных проектов» в сфере экологии от автономной некоммерческой организации «Национальные приоритеты». Кроме того, в рейтинге устойчивого развития российского союза промышленников и предпринимателей, СУЭК также находится на ведущих позициях.
«Сибирской угольной энергетической компании» в этом году исполняется 20 лет. В ее активах числится десяток обогатительных фабрик и установок, 5 портов, 27 шахт и разрезов, 27 электрических станций в четырнадцати регионах РФ. Кроме того, корпорация владеет торговыми офисами и предприятиями по сбыту за рубежом, а также – поставляет уголь в 49 государств мира. СУЭК обеспечивает более 6 000 000 граждан России теплом и электричеством. В штате компании работает более 74 000 человек.
По результатам прошлого года общая доходность предприятия составила 6,7 млрд долларов, из них чистой прибыли – 200 миллионов долларов. По сравнению с предыдущим годом, это на 12% меньше. Причина – в падении цен на уголь.
Прошлый год запомнился компании первым комплексным аудитом, проведенным агентством S&P. Исследуя показатели ESG, эксперты оценили на «хорошо» секторы охраны природы, труда и промышленной безопасности. Оценку «очень хорошо» присвоили корпоративному управлению СУЭК.
Как отмечает Степан Солженицын (генеральный директор СУЭК), современные реалии диктуют новые правила, и сегодня слова «технологии» и «экология» неразрывно связаны между собой. Любые трансформации должны включать заботу об окружающей среде и обновление инфраструктуры. По его словам, акционеры компании СУЭК планируют инвестировать в повышение надежности генерации и «зеленые» проекты более 50 миллиардов рублей. В планах руководства – сократить выбросы в атмосферу путем установки инновационных фильтрующих систем очистки воздуха и внедрения новых мощностей, основанных на принципах когенерации (взамен старых котельных).
«Экологически ответственные программы» включают также заботу о нарушенных землях. Ярким примером стал проект по биологическому восстановлению отвалов в Хакасии, разработанный в партнерстве с научно-исследовательским институтом аграрных проблем. В результате реализации программы уже спустя семь-десять лет на этом месте можно будет увидеть полноценную экосистему.
Нужно отметить, что в рамках вышеупомянутой программы сельскохозяйственный оборот и лесной фонд России каждый год получают примерно 500 гектаров рекультивированных земель, ранее предназначавшихся для добычи угля.
Одним из наиболее важных для компании проектов стало совершенствование очистных сооружений для сточных вод. За пять лет модернизации, начиная с 2014, компании удалось уменьшить удельный сброс загрязненных сточных вод в озера, реки и отстойники более чем на 80%. На сегодняшний день ведутся работы по завершению еще двух значимых «зеленых» объектов: в Хабаровском крае строятся очистные сооружения на Буреинском разрезе, а на шахтах Кузбасса проводится модернизация очистных. В планах компании завершить оба проекта летом этого года.
Экологичное топливо – это реальность!
Как заявляет Степан Солженицын, сегодня планы на реализацию экологических проектов строятся уже с учетом ближайшего будущего, а не на дальнюю перспективу. Так как экологическую ситуацию и качество жизни необходимо улучшать прямо сейчас, инвестиции в экологически ответственные проекты за период пандемии не только не упали, но даже наоборот – выросли.
Инвесторы вкладываются и в создание инновационных продуктов, включая таким образом в борьбу за экологию конечного потребителя. Например, прошлый год отметился поступлением на красноярский рынок бездымного топлива. «Сибирский брикет» был создан компанией СУЭК на основе разработок советских ученых из КАТЭК с помощью инновационной обработки бурого угля. Благодаря его применению, можно существенно снизить количество вредных выбросов в атмосферу, так как инновационный продукт позволяет в два раза сократить потребление ископаемого топлива.
По словам генерального директора СУЭК, примерно 2000 домов Красноярска выбрали «Сибирский брикет» еще в самом начале его продаж. Он заявляет, что по оценкам экспертов компании, в прошлом отопительном сезоне новое топливо уже завоевало около 10% рынка отопления частного сектора Красноярска.
Мощность промышленного комплекса, расположенного на Березовском разрезе, составляет 30 000 тонн готового продукта за год. Такие результаты позволяют практически полностью закрыть потребности в экологическом топливе, если говорить о столице Сибири. Чтобы заинтересовать население перейти на новый вид топлива, цену на него установили аналогичной классическому варианту.
Как заявляет Павел Сигал (первый заместитель президента «Опоры России»), потребитель все больше заинтересован в том, чтобы его поставщик заботился об окружающей среде. Причем, речь идет не только о модернизации производственных процессов или установке инновационных очистительных систем, но и о создании новых парков, высадке растений, переработке отходов.